В настоящее время применительно к ликвидации ОПО, включая разработку документации, проведение мероприятий и приемку работ по ликвидации ОПО, действует лишь один нормативный документ, который более или менее четко регулирует соответствующие вопросы, а именно РД 07-291-99 “Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами”, распространяющий свое действие на соответствующие ОПО.
Применительно к ОПО других видов таких нормативных документов не существует. В результате организации, осуществляющей разработку документации на ликвидацию ОПО (проект ликвидации ОПО), приходится самостоятельно определять состав проекта, исходя из специфики ОПО и квалификации специалиста, что на практике приводит к разнотипным вариантам документации на ликвидацию одних и тех же видов ОПО. В силу данных обстоятельств качество разработанной документации зачастую не удовлетворяет установленным требованиям в области обеспечения промышленной безопасности и не соответствует целям, установленным ФЗ N 116 от 21.07.97 “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
Вместе с тем, с учетом самого понятия “ликвидация опасного производственного объекта”, имеющаяся нормативная база позволяет определить принципиальный круг требований к ликвидации ОПО всех видов для целей разработки документации на ликвидацию ОПО, а также приемки работ по ликвидации ОПО. Проект ликвидации ОПО (проект промышленной безопасности) должен получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проекта.
Проект безопасности промышленных работ необходим, также, как и экспертиза промышленной безопасности проекта для внесения сведений в ОПО.
Критериями наступившей ликвидации ОПО с учетом понятия опасного производственного объекта (ст.2 ФЗ N 116 от 21.07.97) являются утрата объектом технического регулирования признаков опасности, регламентированных ФЗ N 116 для ОПО соответствующего вида, а также реализация в связи с этим необходимых мероприятий.
Таким образом, очевидно, что объем и состав документации зависят от перечня мероприятий, связанных с ликвидацией конкретного ОПО, определяемых на основании как общих требований в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и др., так и специальных требований в области промышленной безопасности, предъявляемых к конкретным объектам.
Документация по ликвидации ОПО (разработка проекта промышленной безопасности), как правило, включает следующие решения:
– по остановке объекта;
– по отключению оборудования от инженерных коммуникаций;
– по освобождению оборудования от опасных сред;
– по подготовке оборудования к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
– по сносу зданий и сооружений;
– по утилизации демонтированного оборудования и отходов.
Документация по ликвидации ОПО должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность объектов с учетом геологических, сейсмических, климатических факторов (проект охрана труда и промышленная безопасность). Раздел Промышленная безопасность в проекте организации строительства – довольно частое явление. Данные мероприятия должны быть направлены:
– на предупреждение аварий и инцидентов, а также ликвидацию последствий возможных аварийных ситуаций (ФЗ N 116 от 21.07.97, статьи 4, 9; ФНП “Правила проведения экспертизы промышленной безопасности” N 538 от 14.11.2013, п.21.5);
– на охрану окружающей среды (ФЗ N 7 от 10.01.2002, статья 39).
Следует отметить, что в составе документации на ликвидацию ОПО требуется разработка декларации промышленной безопасности (если ОПО относится к I или II классу опасности) (ФЗ N 116 от 21.07.97, части 2, 3 статьи 14). Данная декларация подлежит экспертизе промышленной безопасности (ФЗ N 116 от 21.07.97, часть 1 статьи 13, часть 5 статьи 14).